Презентации к занятиям по курсу "Найди идею!"

Презентация к занятию № 1 (ссылка)

Темы занятия: Общие сведения о курсе. Потребности человека – главная побудительная сила любых его действий. Использование объектов природы или создание технических систем (ТС) для реализации потребностей человека. Разнообразие ТС. Основные понятия творческого процесса и научно-технического творчества. Понятие «новое» в научно-техническом творчестве. Факторы, влияющие на эффективность научно-технического творчества. Уровень эффективности конвергенции знаний и базальный принцип эвристики. Репродуктивные и продуктивные знания. Барьеры творчества. Научно-техническое творчество как формирование и выполнение проектов. Основные понятия проектирования. Системная методология проектной деятельности. Этапы проектирования и их эффективность. Характерные фазы создания, развития и отмирания ТС. Стратегии проектирования ТС. Базовые тактики проектирования. Практическая пятиминутка на тему «Определение уровней новизны для различных объектов».

Презентация к занятию № 2 (ссылка)

Темы занятия: Противоречия при реализации потребностей человека. Основные понятия, связанные с противоречиями. Виды противоречий. Типовые и «физические» («усиленные») противоречия в ТС. Традиционные методы и средства, основанные на использовании репродуктивных знаний. Метод «проб и ошибок». Интуиция и инсайт. Комбинаторика. Умозаключения по аналогии (метод аналогий). Умозаключения, вызванные ассоциациями. Воображение (фантазирование). Стандарты на разрешение усиленных противоречий в ТС. Практическая пятиминутка на тему «Тренировка воображения с помощью агглютинации и гиперболизации».

Презентация к занятию № 3 (ссылка)

Темы занятия: Эвристики, основанные на использовании продуктивных знаний, для интенсификации инновационной деятельности. Общие сведения об эвристиках. Общие сведения о стадиях постановки, решения задачи и коммерциализации результатов. Методы и средства, используемые на стадии постановки, решения задачи и коммерциализации результатов. Понятие идеального конечного результата (ИКР). Модели творческой деятельности. «Старая» и «новая» инновационные культуры. Постановка задач на выполнение индивидуальных творческих проектов. Практическая пятиминутка на тему «Формирование ИКР для различных объектов».

Презентация к занятию № 4 (ссылка)

Темы занятия: Устойчивые потребности человека и их использование при постановке задачи. Постоянные и периодические устойчивые потребности человека. Реализация устойчивых потребностей человека. Практическая пятиминутка на тему «Тренинг личностного роста с помощью приспособления (книжной закладки) «Найди идею!»

Презентация к занятию № 5* (ссылка)
*Примечание к презентации: в формате PowerPoint заключительные три слайда рекомендуется выполнять анимированными - таким образом, чтобы для каждого свойства ТС верная тенденция изменения/сохранения критерия прогрессивного развития появлялась на слайде только по щелчку, после ответа обучающихся. На видеозаписи занятия №5 можно увидеть пример эффективной реализации этого приема

Темы занятия: Критерии прогрессивного развития ТС (КПР). Сущность КПР. Методика формирования КПР. Примеры типовых КПР для различных классов ТС. Правильно сформулированные функции ТС на стадии постановки задачи – залог ее успешного решения. Правила формулирования функций ТС. Типичные ошибки при формулировании функций ТС. Описания функциональных структур ТС с помощью элементарных операций. Практическая пятиминутка на тему «Формирование КПР для различных объектов».

Презентация к занятию № 6* (ссылка)
*Примечание к презентации: в формате PowerPoint заключительные два слайда рекомендуется выполнять анимированными - таким образом, чтобы для каждого объекта фундаментальная функция труда, к которой следует перейти, и вариант ее реализации появлялись на слайде только по щелчку, после ответа обучающихся. На видеозаписи занятия №6 можно увидеть пример эффективной реализации этого приема

Темы занятия: Законы и закономерности развития ТС и их использование при постановке задачи. Общие сведения о законах развития ТС. Закон стадийного развития ТС. Закон прогрессивной эволюции ТС. Закон соответствия между функцией и структурой ТС. Закономерности развития ТС. Общие сведения о закономерностях развития ТС. Практическая пятиминутка на тему «Использование закона стадийного развития ТС для совершенствования различных объектов».

Презентация к занятию № 7* (ссылка)
*Примечание к презентации: в формате PowerPoint слайды 292-293 рекомендуется выполнять анимированными. На видеозаписи занятия №7 можно увидеть пример эффективной реализации этого приема

Темы занятия: «Хорошие» и «плохие» глаголы и прилагательные. Высокая креативность использования при постановке задачи прилагательных «умный» и «чистый». Креативность использования при постановке задачи синонимов глаголов и прилагательных. Метафоры и их использование при постановке задачи. Метод фокальных объектов (МФО). Практическая пятиминутка на темы: «Возможности создания «умных» объектов вокруг нас», «Использование МФО для совершенствования различных ТС»

Презентация к занятию № 8* (ссылка)
*Примечание к презентации: в формате PowerPoint заключительные три слайда рекомендуется выполнять анимированными. На видеозаписи занятия №8 можно увидеть пример эффективной реализации этого приема

Темы занятия: Метод «восхождения-спуска» и его использование при постановке задачи. Суммированные методические советы при постановке задачи. Решение задачи. Функционально-стоимостной анализ и синтез ТС. Эвристические приемы (ЭП). Практическая пятиминутка на темы: «Метод «восхождения-спуска» при разработке новых способов обнаружения различных объектов», «ЭП – замена цикличного процесса на непрерывный и наоборот (варианты)»

Презентация к занятию № 9 (ссылка)

Темы занятия: Метод морфологического анализа и синтеза ТС. Способ формирования принципов действия ТС на основе физических, биологических, химических, геометрических и экономических эффектов и явлений. Практическая пятиминутка на темы: «Морфологический анализ и синтез ТС», «Формирование запросов в автоматизированной системе синтеза физических принципов действия ТС» 

Презентация к занятию № 10 (ссылка)

Темы занятия: Ресурсы, скрытые в ТС и окружающей их среде. Общие сведения о скрытых ресурсах. Характеристики классов скрытых ресурсов. Методика выявления и использования скрытых ресурсов. Практическая пятиминутка на тему «Использование скрытых ресурсов для совершенствования различных объектов» 

Презентация к занятию № 11 (ссылка)

Темы занятия: Конструктивная математика, или оператор РВС+. Использование материалов с необычными свойствами. Использование иллюзий в техническом и художественном творчестве. Использование других эвристик. Формирование результатов решения задачи научно-технического творчества. Формирование многообразия технических и других решений. Защита результатов интеллектуальной деятельности. Коммерциализация или другое использование результатов решения задачи. Пример генерации идеи и формирования ее эффективного технического решения с помощью эвристик. 100 выдающихся достижений человечества. Перспективные направления развития ТС. Практическая пятиминутка на темы: «Использование оператора РВС+ для преодоления психологических барьеров мышления», «Выбор 10 выдающихся достижений человечества из перечня, включающего 100 достижений»

Презентация к занятию № 12 (ссылка)

Темы занятия: Представление результатов экспертизы индивидуальных творческих проектов. Предубеждения и заблуждения человечества, защита от фрустраций и «краха последней надежды». Практическая пятиминутка на тему «Выбор действий (противодействий) в критических и псевдокритических ситуациях в творчестве»

← Назад