Проектирование выполняется в соответствии с системной методологией проектной деятельности (являющейся составной частью указанной выше методологии), включающей следующие компоненты (см. рис. 1):
Рис. 1. Схема системной методологии проектной деятельности
Первые семь этапов проектирования – наиболее творческие и относятся к этапам концептуального проектирования, на которых формируются качественные характеристики проектируемой ТС, определяющие успех или неуспех проектирования в целом.
Использование системной методологии проектной деятельности обеспечивает резкое повышение эффективности проектирования за счет перехода от традиционного творческого процесса в проектировании, заключающегося с бессистемной случайной генерации технических решений (ТР), сразу воплощающих в себе составные части ТР (общие и частные потребности человека, технически реализуемые потребности человека, функции ТС, потребительские свойства и параметры ТС, функциональную структуру ТС, принцип действия ТС), к интенсивному творческому процессу, заключающемуся в поэтапной, направленной (с помощью эвристик) генерации составных частей ТР.
При этом в отличие от модели творческой деятельности, основанной на использовании традиционных методов, средств и репродуктивных знаний, отражающих фактическое состояние ТС, используется модель творческой деятельности, основанная на эвристических методах, средствах и продуктивных знаниях, скрытых в ТС, в живой и неживой природе, в систематизированных репродуктивных знаниях.
Рассмотрим подробнее указанные модели творческой деятельности.
Для этого представим себе пространство всех знаний в мире в виде бесконечного множества соприкасающихся сфер, каждая из которых представляет собой множество знаний (репродуктивных и продуктивных) – решений по одной из проблем (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент модели образного представления пространства всех знаний в мире: 1 – сферы множества знаний-решений по одной из научно-технических проблем; 2 – идеальный конечный результат; 3 – области решений по одной проблеме с конкурентоспособной новизной и эффективностью; 4 – точки соприкосновения сфер (в том числе из разных отраслей знаний); 5 – области знаний-решений по нескольким проблемам с высокой новизной и эффективностью за счет взаимодействия разных знаний решений, в том числе из разных отраслей (показаны черным цветом); 6 – области неизвестных знаний
Размеры каждой сферы зависят от сложности проблемы, решаемых в ней задач, объема используемых знаний и количества возможных решений. Понятно, что чем сложнее проблема, больше объем знаний и количество возможных решений, тем больше размер сферы знаний-решений. Причем в пределах каждой сферы (1) эти знания-решения пространственно распределены в соответствии с уровнем новизны и эффективности, которые возрастают от границ сферы к ее центру, где расположен идеальный конечный результат (ИКР) (2), которого достичь невозможно. Каждый ИКР окружает небольшая сфера (3) – область решений с наибольшей новизной и эффективностью по одной проблеме (в первую очередь именно из этой области следует выбирать решения, которые с большой вероятностью будут конкурентоспособны). Цифрой 4 обозначены точки соприкосновения сфер (в том числе из разных отраслей знаний), которые с развитием исследований могут образовывать области знаний-решений (5) по нескольким проблемам с высокой новизной и эффективностью за счет взаимодействия различных знаний-решений (в том числе из разных отраслей). Наконец, цифрой 6 обозначены пространства между сферами знаний-решений по различным проблемам, представляющие собой области неизвестных знаний, которые еще предстоит открыть.
С учетом модели – образного представления пространства всех знаний в мире – рассмотрим подробнее специфику использования в научно-техническом творчестве методов и средств – традиционных, основанных на репродуктивных знаниях (рис. 3), и эвристических, основанных на продуктивных знаниях (рис. 4).
Рис. 3. Модель творческой деятельности при использовании традиционных методов и средств, основанных на репродуктивных знаниях: 1 - сфера знаний-решений по одной из проблем; 2 - начальные идеи по формированию моделей разрабатываемой ТС; 3 - граница сферы знаний-решений; 4 - пробы; 5 - последующие новые идеи; 6 - область конкурентоспособных знаний-решений; 7 - идеальный конечный результат (ИКР)
В первом случае (рис. 3) человек разрабатывает ТС, используя традиционные методы и средства, основанные на репродуктивных знаниях («слепой» перебор вариантов, метод «проб и ошибок», умозаключения по аналогии и решения, вызванные ассоциациями), поэтому у человека, не имеющего представления об эвристиках (в том числе об ИКР), возникнут (если возникнут) в сфере (1), соответствующей поставленной задаче, какие-то начальные идеи (2) по формированию моделей разрабатываемой ТС, которые, скорее всего, будут в зонах слабых знаний-решений (то есть с низким уровнем новизны, эффективности и конкурентоспособности), расположенных ближе к границам (3) сферы знаний-решений (1).
Сформированные начальные идеи (2) проверяются пробами (4), то есть дополнительными исследованиями, порой даже созданием опытных образцов ТС.
Иногда на основе проб (4), проверяющих начальные идеи (2), возникают последующие новые идеи (5), которые проверяют новыми пробами. В обоих случаях из проб (4) выбирают лучшие, характеристики которых наиболее полно отвечают имеющимся потребностям, а сами пробы пространственно ориентированы в сторону области конкурентоспособных знаний-решений (6), а также в сторону идеального конечного результата (7), образ которого (важный по своей креативности) из-за отсутствия у человека знаний об ИКР и принципах его формирования возникает в сознании редко. Пробы, характеристики которых не приближают к достижению потребностей, считают ошибочными и делают новые пробы в другом направлении.
Очевидно, что использование такой модели творческой деятельности, основанной, в сущности, на «слепом» переборе вариантов, может включать множество ошибочных проб, тем более что определить ошибочную пробу можно далеко не сразу.
Рис. 4. Модель творческой деятельности при использовании эвристических методов и средств, основанных на продуктивных знаниях: 1 - сфера знаний-решений; 2 - эвристические тоннели; 3 - ИКР; 4 - область конкурентоспособных знаний-решений; 5 - начальные идеи; 6 - пробы; 7 - последующие новые идеи
Другая модель научно-технического творчества, основанная на использовании эвристик (рис. 4), существенно (многократно) более эффективна. Человек, разрабатывающий ТС и имеющий представление о принципах формирования ИКР, сначала определяет ИКР, соответствующий потребностям, а затем на основании ИКР выбирает релевантную сферу знаний-решений (1). Эвристики, основанные на продуктивных знаниях, отражающих принципы, законы и закономерности развития ТС, стратегии, тактики, методы, приемы, образно можно представить в виде эвристических тоннелей (2), с одной стороны пространственно ориентированных на ИКР (3) и область конкурентоспособных знаний-решений (4), с другой – ограничивающих стенками, подошвой, сводом тоннеля (представленных эвристиками) реализацию проб (6) на основе начальных идей (5) только в пределах тоннеля и ориентированных к центру сферы. При этом за счет использования эвристик начальных идей (5) сразу возникает множество, а сами они расположены в тоннелях гораздо ближе к области конкурентоспособных знаний-решений, поэтому число проб (6) для входа в область конкурентоспособных знаний-решений и генерации последующих новых идей (7) резко сокращается. Для получения конкурентоспособных решений достаточно 10-15 эвристик (тоннелей). Разная пространственная ориентация тоннелей (относительно ИКР) объясняется разной эффективностью эвристик для каждого человека.
Рекомендуемый перечень эвристик представлен в таблице.
Наименование эвристики | Назначение или сфера использования |
Базальный принцип эвристики | Исключение или нивелирование вредных последствий узкой специализации субъектов научно-технического творчества и обеспечение резкого повышения эффективности механизма конвергенции знаний |
Метод использования устойчивых потребностей человека | Формирование при разработке ТС новых актуальных потребностей, реализация которых с большой вероятностью приведет к существенному улучшению потребительских свойств ТС |
Этапы, стратегии и базовые тактики проектирования | Формирование рациональной последовательности действий проектировщика (инноватора) при различных целях проектирования и в различных ситуациях: при наличии множества аналогов ТС, обеспечивающего выбор аналога (прототипа) и реализацию потребности (с возможной параметрической оптимизацией); при наличии аналогов ТС, требующих совершенствования, выходящего за пределы параметрической оптимизации; при отсутствии аналогов (прототипа) ТС, что вызывает необходимость создания пионерных ТС |
Модель научно-технического творчества с использованием эвристик | Образное представление действий субъекта творчества при использовании эвристик, способствующее более глубокому пониманию методологических основ эффективной творческой деятельности |
Накопленные и систематизированные в виде тезаурусов репродуктивные знания о потребностях человека, функциях (в том числе «обобщающих» функциях) и свойствах технических систем (ТС) и методики их использования | Поиск и генерация новых потребностей человека, функций и свойств ТС при создании пионерных ТС, совершенствовании ТС и создании ТС новых поколений |
Элементарные операции Р. Коллера и методика их использования | Формирование функциональных структур ТС на высоком уровне абстракции, препятствующем возникновению психологических барьеров мышления, в том числе самого вредного — барьера терминов |
Способ синтеза физических, химических, биологических, экономических принципов действия | Автоматизация поиска и синтеза принципов действия |
Критерии прогрессивного развития ТС и методика их использования | Определение наиболее вероятных тенденций изменения параметров свойств разрабатываемых ТС, ведущих к повышению конкурентоспособности ТС |
Понятие усиленного противоречия, методика формирования усиленных противоречий и стандарты на разрешение противоречий | Устранение или нивелирование психологических барьеров мышления при разработке ТС; интенсификация генерации продуктивных идей по созданию новых конкурентоспособных ТС |
Эвристические приемы, методика их выявления и использования | Использование реализованных в ТС эффективных технических решений, сформулированных в виде методических советов, при создании новых конкурентоспособных ТС |
Аналоги и аналогии ТС в объектах живой и неживой природы, методика умозаключений по аналогии | Конвергенция знаний об аналогах и аналогиях при разработке новых конкурентоспособных ТС |
Систематики готовых, модифицированных и преобразованных ресурсов, скрытых в ТС и окружающей среде, способы модификации, преобразования и использования ресурсов | Использование готовых, модифицированных и преобразованных ресурсов, скрытых в ТС и окружающей среде, для удешевления эксплуатации существующих ТС или для разработки новых конкурентоспособных ТС |
Законы и закономерности развития ТС и методики их использования | Определение наиболее перспективных направлений разработки новых конкурентоспособных ТС или создания ТС новых поколений |
Базы данных о материалах с необычными свойствами и методики их использования | Поиск материалов с необычными свойствами для разработки новых конкурентоспособных ТС |
Понятие «идеальный конечный результат» и методика его формирования | Разработка новых конкурентоспособных технических решений, близких к идеальным |
«Хорошие» и «плохие» прилагательные, в том числе «умный» и «чистый», и их систематики; рекомендации по их использованию | Формирование при разработке новых конкурентоспособных ТС новых «хороших» свойств ТС, которые надо реализовать, или выявление «плохих» свойств ТС, появление которых надо предотвратить, а также генерация идей по созданию новых классов конкурентоспособных ТС на основе прилагательных «умный» и «чистый» |
«Хорошие» («сильные» или «управляющие») и «плохие» глаголы и рекомендации по их использованию | Использование при разработке конкурентоспособных ТС «хороших» глаголов для формирования новых полезных функций, а «плохих» глаголов для выявления возможных вредных функций |
Функционально-физический (химический, биологический) анализ и синтез ТС |
Выявление, систематизация и использование продуктивных знаний для синтеза новых функций, свойств, функциональных структур, принципов действия и технических решений ТС |
Функционально-стоимостной анализ и синтез ТС | Выявление возможностей уменьшения затрат на производство товаров и оказание услуг за счет переоценки полезности и платы за полезность реализованных в ТС функций и свойств |
Морфологический анализ и синтез ТС | Формирование многообразия новых функций, свойств, функциональных структур, принципов действия, технических решений ТС |
Метод фокальных объектов | Преодоление имеющихся психологических барьеров мышления или предотвращение возникновения таких барьеров при инновационной деятельности |
Конструктивная математика, или оператор РВС+ | Формирование абстракции потенциальной осуществимости в мысленных экспериментах по генерации технических решений, когда отвлекаются от практических ограничений конструктивных, технологических возможностей в размерах, времени, стоимости, весе, материале и другом, что способствует устранению психологических барьеров мышления |
Метафоры и методика по их формированию и использованию | Перенос свойств одного объекта на другой по принципу их сходства в каком-либо соотношении или по контрасту, что способствует более глубокому пониманию сущности ТС, явления и может служить импульсом для возникновения множества взаимосвязанных продуктивных идей в инновационной деятельности |
Метод «восхождения-спуска» | Формирование многообразия возможностей использования результатов инновационной деятельности для их коммерциализации (использования), дальнейшего развития |
Политика конфиденциальности ИП Попов Валерий Васильевич действует в отношении персональных данных, предоставляемых клиентами компании для оказания различного рода услуг.
ИП Попов Валерий Васильевич оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в действующие положения Политики конфиденциальности, при этом данные изменения и дополнения будут иметь преимущество над действующими положениями Политики. Обращаем внимание, предоставляемые ИП Попов Валерий Васильевич услуги могут содержать ссылки на третьих лиц, имеющих собственные положения Политики защиты частной информации. В таких случаях ИП Попов Валерий Васильевич не несет ответственности за содержание и соблюдение положений Политики конфиденциальности любой сторонней компании. Предоставляя ИП Попов Валерий Васильевич свои персональные данные, клиент дает полное согласие на их обработку способами, предусмотренными действующими положениями Политики конфиденциальности компании.
Порядок сбора, хранения и уничтожения персональных данных
ИП Попов Валерий Васильевич осуществляет сбор персональных данных только с согласия пользователя и исключительно для предоставления клиенту сервиса или услуги, требующей информации частного характера: покупка в интернет-магазине, участие в акциях, гарантийное и сервисное обслуживание. Для предотвращения утечки персональных данных клиента ИП Попов Валерий Васильевич использует полный спектр мер информационной безопасности (технические и организационные).
Максимальный срок хранения персональных данных клиента составляет 75 лет с момента получения компанией информации частного характера. В других случаях компания хранит персональные данные клиента до прекращения своей деятельности.
Уничтожение, обезличивание или блокировка персональных данных или их части клиента производится для исключения возможности дальнейшей обработки данной информации.
ИП Попов Валерий Васильевич осуществляет сбор персональных данных клиента в следующих категориях:
Техническая информация:
При совершении заказа на сайте xn--80aanacnqecgpm3aerj3lya.xn--p1ai, ИП Попов Валерий Васильевич осуществляет сбор персональной информации клиента, необходимой для аутентификации пользователя/персонализации услуг/доставки заказа/обратной связи с клиентом:
Информация о действиях пользователя:
Цели обработки персональных данных клиентов ИП Попов Валерий Васильевич:
ИП Попов Валерий Васильевич не предоставляет персональные данные клиентов третьим лицам, за исключением случаев:
Использование ИП Попов Валерий Васильевич файлов Cookies и точечных маркеров
Файлы Cookies дают возможность сбора следующей информации о клиенте: IP-адрес/операционная система/тип браузера/адреса ссылающихся сайтов. Это необходимо для улучшения услуг, предоставляемых клиенту компании. Точечные маркеры служат для графического отражения на сайте безличной информации о пользователях (счетчики посетителей/просмотров на сайте). По своему желанию клиент в любой момент может предотвратить отслеживание своих действий, отключив Cookies.